Как научить красиво писать.
Умение красиво писать является синонимом образованности, ведь навыки каллиграфии развивают мелкую моторику, а она в свою очередь способствует интеллектуальному развитию ребенка.
В обучении письму нет ничего сложного. Прежде всего - это не теоретические знания, а моторный навык, который должен быть привит не только голове, но и руке. Добросовестные родители легко справляются с этим процессом, было бы только время и желание. Почему я говорю о родителях? В современных школах уроки чистописания давно уже отменены. Педагог только показывает ребенку, как писать ту или иную букву. На выработку каллиграфического почерка времени в учебном плане просто нет. Ребенку понадобится элементарная помощь родителей. Усаживая ребенка за прописи – садитесь рядом и следите за написанием линий, элементов и сопровождайте письмо советами и замечаниями.
Ребенок должен видеть, что Вы относитесь к этим занятиям очень серьезно и позиции сдавать не собираетесь. Неправильным будет показать как пишется буква и пойти дальше заниматься своими делами.
Как правильно учить ребенка читать и писать?
В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук. Возьмем, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто, так, как он звучит в словах том, дом, сом. И букву М необходимо называть так же! Ни в коем случае не ЭМ или МЭ. Говоря так, мы произносим два звука - [э] и [м]. Это только путает детей.
Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: М А – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение - это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА (одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву.) Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, чтобы он слитно прочел буквы слога.
Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.
Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для неё служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5-2 см. от конца стержня.
Ручка должна быть легкой, не толстой, с ребристой поверхностью. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.
Я бы рекомендовала пропись Шкляровой с частой разлиновкой или Клементовича для выработки начального навыка делать буквы одинаковой ширины и наклона.
В основу всех школьных прописей заложен учебный план. Например, ребенок учится писать букву «А». После образца написания следует четыре- пять строк, в которых ребенок должен потренироваться писать букву самостоятельно. Научился он писать или нет, неважно, пропись закончилась и начинается следующая буква. Естественно, что за четыре строчки моторный навык не успеет выработаться.
Можно завести тетрадку для тренировке по помощнице и отрабатывать навык в ней.
Самой главной ошибкой родителей является – писать много. Этим Вы только отобьете желание научиться красиво писать. Пишите каждый день, но небольшие тексты. Пусть это будут шесть строк, но написанных красиво и старательно.
Также корректируя детский почерк Вы можете дать ребенку перьевую ручку. Существует мнение что использование таких ручек способно исправить самый плохой почерк даже у взрослого. Перо легко скользит по бумаге, практически не требуя нажима и рука почти не устает. Если перьевую ручку держать не правильно, то она просто не будет писать.
Что касается грамотности письма, то книга – главный помощник для освоения правильного написания слов. Количество прочитанных книг постепенно перейдет в качество письма. Дети, которые много читали, очень быстро замечают, что для того, чтобы знать как пишется слово, им не обязательно учить правила. Иногда про таких детей говорят "Они с врожденной грамотностью". А все остальные пробираются через дебри грамматики русского языка.
Можно многократно обводить прописи, скачанные из Интернета, старайтесь следить, чтобы ребенок делал это аккуратно. Повторяйте в тетради ту букву, которую обводили много раз в прописи. Стремитесь к совершенству и вас обязательно получится.
Прописи можно скачать здесь:
http://www.kind-land.ru/propisi/uchimsa-pisat-bukvi/0/0/3/
Тренажер соединения букв http://www.samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie/14/
|